Начало раздела Главная страница Предыдущая страница Следующая страница

Патриотическое и нравственное воспитание в школе № 85

"Здесь сеют разумное, доброе, вечное..."

В наше неспокойное тревожное время неким островком нравственности, духовности остается школа. Именно здесь детские сердца учатся любить и уважать, ценить дружбу, различать добро и зло, приобщаются к тайнам мироздания, познают историю.

Как научить любить свою Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы, это задачи педагогов любой школы и нашей в частности.

Изучать историю можно по учебникам, книгам, кинофильмам, но понять, прочувствовать события давно минувших лет помогают только живые встречи с участниками событий и музеи. Они не просто хранят память, в них дышат судьбы людей, оживают картины прошлого.

 

Такой удивительный памятник истории есть и в нашей школе - это музей 122 Отдельного Одерского полка связи 6 Армии. Бессменным руководителем и директором музея является Корсаев Станислав Иванович. Долгие годы по крупицам собирает он материал о героическом прошлом полка. Зайдите в музей, освободитесь от суеты дня, оглянитесь: со стен глядят фотографии героев-связистов, прошедших боевой путь от Сталинграда до Бреслау. На тумбах стоят те же самые аппараты Бодо и Морзе, которые выстукивали военные сообщения во время Великой Отечественной. Поистине главной ценностью музея стали документы, письма, мемуары, личные вещи фронтовиков. Именно они помогают увидеть историю в судьбе конкретной личности. В каждом клочке бумаги заключена целая легендарная история

Среди различных писем, дружеской переписки, фронтовых заметок существует удивительная страница военно-полевого романа. Это письма Нины Черновой, радистки полка, и молодого лейтенанта Бориса Велигура, погибшего в 1942 году.

 

"Здравствуй, мой дорогой Нинок!

Ты у меня милая, хорошая и у тебя есть сердце, и я люблю тебя. В этот день я хотел много тебе сказать, но обстановка нам не разрешает этого. Нина, я живу будущим, когда мы будем вместе, когда мы будем счастливы вдвоем и никто, понимаешь, никто не сможет разбить нашего счастья. Я очень прошу не забывать меня. Жди меня, и я вернусь, только очень жди! Помнишь, как я говорил тебе это, помнишь?

Я спокоен душой за все. Я спокоен за тебя".

Эти проникновенные строчки легли в основу литературно-музыкальной композиции "Письмо с фронта", с которой выступали ученики нашей школы. Увидела эту композицию и вспомнила свою молодость Нина Леонидовна Чернова, приезжавшая в школу по приглашению музея. У ребят-артистов лица строгие, серьезные понимают, что показывают чужую судьбу. А у Нины Леонидовны разгладились морщинки, в глазах заблестели слезы. Вот она, связь поколений, которая не прервется никогда. Лучше любого учебника истории "Письмо с фронта" показало, как молодые войны умели защищать Родину и любить.

Неотъемлемой частью работы музея является переписка школьников с ветеранами. В разные уголки нашей страны и за рубеж летят письма с поздравлениями 23 февраля, 8 марта, 9 мая: в Москву, Астрахань, Воркуту, Минск, Воронеж, Ленинградскую область. За время переписки ученики и ветераны становятся настоящими друзьями. Из писем мы знаем об участниках войны практически все: как им живется сейчас, чем болеют, какие проблемы волнуют.

Из писем ветеранов:

"Глубокоуважаемая Валентина Васильевна и Станислав Иванович! Сердечно поздравляем Вас, учащихся и весь педагогический коллектив школы с праздником Великого Октября! Желаем Вам дальнейших успехов в учебе, в героико-патриотическом воспитании ребят-следопытов.

С уважением, Ветераны! 22 ООПС 6 армии. Москва, 3.11.2000г."

 

"Уважаемый Станислав Иванович и Валентина Васильевна! Я собрала посылочку для ребят 8 "В" класса. В 1998 году ребята (тогда 6"В" кл.) прислали мне посылку, а обратный адрес - просто ученики 6 "В". И вот в 2000 году я встретилась с этими ребятами и хочу сделать им приятное.

Тополева Клавдия Николаевна. Москва, 24.12.2000 г."

А каждые пять лет проходят в нашей школе большие встречи. По приглашению музея приезжают гости - связисты полка. Так было и в октябре 2000 года. Золотом осенней листвы украшен школьный сад, военный оркестр играет "Прощание славянки", живым коридором с цветами в руках стоят дети. Идут ветераны... Незабываемое зрелище! Кому нужны такие встречи? Нам, не знающим ужаса войны, или им, прошедшим через ад, вынесшим на своих плечах тяжесть Победы? Трудно сказать. Но мы видели улыбающиеся лица, слезы на глазах, удивление, восторг. Вот только равнодушных не было! Школа встречала своих героев: Сгадлеву М.И" Прохорову Н.Д., Кальдину А.Г., Казачкову Е.А., Чернову Н.Л., Ярославцеву М.С., Тополеву К.Н., Окуневу Е.Р., Прохорова А.Н., Малышева Ф.М., Вайсмана С.М.

Прохоров Александр Николаевич и Ярославцева Мария Сергеевна - им выпала честь быть участниками Парада в Москве на Красной площади 9 мая 2000 года. И наше маленькое шествие взволновало их не меньше, чем главный Парад России.

Об огромном значении живого общения подрастающего поколения с ветеранами говорят сочинения ребят:

"Это была познавательная и теплая встреча. Мы до сих пор с трепетом вспоминаем о ней. Особенно меня поразили слова Черновой Н.Л.: "Я не сделала ничего особенного, я просто была, как все". Такие слова мог произнести только скромный, искренний человек, не представляющий, что можно поступить иначе. А ведь это выдающееся поколение, совершившее великий подвиг для своей страны.

Екатерина К."

"Сейчас тех, кто видел войну не по телевизору, кто вынес и пережил ее сам, с каждым днем становится все меньше и меньше... Мне кажется, что нужно больше устраивать таких встреч с ветеранами Великой Отечественной. И ничто иное, как рассказы этих людей, не сможет нам передать великое и трагическое событие.

Наталья Р."

Большое впечатление эта встреча произвела не только на учеников, но и на самих гостей. Доказательство тому их письма:

"В пути мы все еще находились как бы с Вами, мы вспомнили свою молодость, фронтовую дорогу, и словно помолодели на 20 лет... При встрече с ребятами в классах на уроках мужества мы все волновались, видели радостные лица ребят, их заинтересованность...

Москва, 3.11.2000г., Сгадлева М.И."



"Было очень трогательно, когда заиграл военный оркестр, мы шли под музыку со слезами на глазах. Мы очень благодарны Вам за теплую встречу. Огромное спасибо за чудесные подарки от детей...

Кальдина А.Г., ноябрь 2000 г."

Учащиеся нашей школы осуществляют трогательную заботу не только о ветеранах 122 ООПС 6 Армии, но и поддерживают связь с ветеранами войны и молодыми войнами, проходящими лечение в волгоградском гарнизонном госпитале. К Новому году традиционно проходит акция "Рука, дарящая добро". Ребята и учителя собирают подарки, сделанные собственноручно. Каждый из 360 ветеранов получает частичку добра, знает, что он не одинок. Шефство над госпиталем помогает в воспитании учащихся. Дети воочию видят, какую боль несет война, острее чувствуют чужое страдание.

В нынешнем учебном году Методическое объединение учителей русского языка и литературы провело предметную Неделю под девизом военно-патриотического воспитания. Выпускники школы активно выступили на читательской конференции "Сталинград в огне" (по книгам Ю. Бондарева "Горячий снег" и В. Некрасова "В окнах Сталинграда"). На главный вопрос - нужны ли нам книги о войне? - был дан утвердительный ответ. Одиннадцатиклассники четко представляют, что без знания прошлого своей страны не будет будущего. Отрадно, что среди этих ребят нет "Иванов, не помнящих своего родства". Литературная композиция "Певец родного края" о творчестве М.К. Агашиной и конкурс газет "По дорогам войны" показали, что дети знают историю родного города, они с интересом подбирали материал, были связаны вместе одной общей целью. А мы, педагоги школы, понимаем, что общим делом может стать вновь возрожденное военно-патриотическое нравственное воспитание, которое поможет научить любить свою землю, город, страну.

Есть в нашей школе еще одна традиция: в канун великого праздника Победы, в начале мая проходит смотр ребячих войск начальной школы. Этот праздник (а в этом не сомневаются ни малыши, ни учителя) ожидается всегда с большим нетерпением. Юные пехотинцы, моряки, летчики маршируют еще не очень хорошо, но четко звучат слова их девиза:

"Встанем как один,

Будем мир беречь.

Скажем: Не дадим

Вновь войну зажечь!"

 

Одна из выпускниц 2000 года Силантьева Юлия в своем сочинении-размышлении "Почему я иду в школу с радостью?" дает ответ на этот вопрос: "Я спешу туда, потому что это маленький островок доброты, островок, где царит культ Памяти и Сопереживания, потому что здесь "сеют разумное, доброе, вечное, здесь учат быть Человеком".

предыдущая страница в начало страницы следующая страница
© webdesign by Симонов Э.А.  webmaster Рудоясов А.Ю.